Оперативный контроль толщины и качества дорожных покрытий

Обеспечение качества дорожных покрытий и контрольные методы его оценки всегда привлекали специалистов с точки зрения разработки практических и надежных устройств для достижения этой цели. На базе достаточно обширных и длительных исследований были получены результаты, позволившие обосновать правомерность практической оценки качества уплотнения автодорог путем измерения диэлектрической проницаемости в динамике процесса формирования дорожного полотна. Кроме того, в практическом плане был реализован метод контактного зондирования дорожной одежды, дающий возможность оценить ее толщину и качество.

Метод контроля толщины асфальтобетонных покрытий контактным малоразрушающим зондированием основан на том, что асфальтобетон, в сравнении с материалом других слоев дорожной одежды, обладает бесконечно большим электрическим сопротивлением. Эта его особенность позволяет предложить научно обоснованную методику контроля и прибор, с помощью которого можно не только определять фактическую толщину покрытия в месте зондирования, но и фиксировать внутри слоя асфальтобетона отклонения от проектного устройства, связанные с присутствием посторонних пропластков, проводящих
электрический ток (песок, глина, грунт).
Устройство включает в себя обычный перфоратор, снабженный специальной системой позиционирования, электронный блок и дисплей (рис. 1).
Оператор начинает бурить в асфальтобетонном покрытии отверстие диаметром 8 мм, параметры бурения регистрируются в электронном блоке и обрабатываются в реальном времени. Результат отображается на дисплее в виде графика контактного зондирования, позволяющего расчленять разрез по удельному сопротивлению.
На рис. 2 приведен пример практической кривой контактного зондирования. Он позволяет убедиться, что в процессе бурения положение границ «асфальтобетон – щебень» и «щебень – грунт» определяется уверенно.

Данный прибор рекомендован к внедрению в практику дорожного строительства.
Прибор удобен в эксплуатации, быстро разбирается и собирается, весит около 10 кг, помещается в багажник легкового автомобиля.
Более подробная информация о наших исследованиях представлена в материалах конференций, посвященных процессам формирования слоев дорожной одежды. Они состоялись в Новосибирске (2002 г.), Берлине (2003 г.), Польше (2004 г.).


No4 / 2012    Наука и транспорт. Транспортное строительство.

Назад